Проблемы дистанционного преподавания общей практики — семейной медицины на додипломном уровне и пути их решения.

Проф. Бабинец Л.С.

Тернопольский национальный медицинский университет имени И.Я. Горбачевского МЗ Украины

Актуальность. Обучение в режиме онлайн, которое стало требованием обстоятельств эпидемиологической ситуации в Украине, приводит к возникновению ряда проблем, которые приходится решать таким образом, насколько это возможно с учетом реальных возможностей материально-технического и кадрового обеспечения учебного процесса Цель — проанализировать основные проблемы дистанционного преподавания дисциплины «общая практика-семейная медицина» на додипломном уровне высшего медицинского образования, а также предложить возможные пути их решения. Основная часть. Основной проблемой дистанционного преподавания дисциплины «общая практика-семейная медицина» является отсутствие реальной практической части занятия. Важным этапом работы врача первичной медицинской помощи на современном этапе является отработка навыков работы с системой E-Health, что стало невозможным в онлайн-режиме. Важным недостатком дистанционного преподавания является отсутствие необходимости студентов и преподавателей поддерживать имидж профессиональной формы. Существенной проблемой является недостаточность отработки студентами навыков консультирования больного с определенными реальными проблемами и заболеваниями, ведь каждая ситуация персонифицирована. Существует также проблема возникновения технических неудобств в работе в режиме онлайн, что мешает полноценно отработать контент занятия. Ограниченная возможность группового сотрудничества с одногруппниками-коллегами мешает получить ощущение обратной связи с другими участниками учебного процесса. В условиях дистанционного обучения преподаватели должны пытаться решать вышеуказанные проблемы. На кафедрах, преподающих общую практику-семейную медицину, необходимо давать студентам на самостоятельную работу рассмотрение интересных клинических ситуаций коморбидных больных. При разборе клинических ситуаций необходимо отрабатывать алгоритмы комплексного обследования пациентов на амбулаторном этапе, назначение рациональных схем диагностики и лечения, причем как протокольных, так и адъювантных, поскольку медицина будущего должна все больше становиться персонифицированной, интегративной и профилактической, что особенно актуально в условиях поликлиники. Выводы: На сегодняшний день остро стоит необходимость разработки и внедрения в учебный процесс программ дистанционного обучения, соответствующих лучшим мировым образцам и обеспечивающих подготовку специалистов-медиков на высоком профессиональном уровне. Использование сети Internet дает возможность оперативного доступа к информационным ресурсам учебного заведения и возможность эффективного взаимодействия «преподаватель-студент», как в on-line, так и в off-line режимах. Необходимо работать таким образом, чтобы максимально нивелировать недостатки дистанционного проведения обучения при преподавании клинических дисциплин. Кроме того, углубление знаний по коронавирусной инфекции, основам ее эпидемиологии, клиники, лечения и профилактики, по нашему мнению, позволит расширять возможности проведения занятий по клиническим дисциплинам в off-line режиме, по смешанной методике, однако оптимальные эффективные наработки дистанционного преподавания всегда останутся востребованными.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дисциплина «общая практика-семейная медицина», проблемы преподавания, медицинское образование, информационные ресурсы.

https://dx.doi.org/10.15407/internalmed2021.02.045

Download.PDF (ukr)

Для цитирования:

  1. Бабінець, Л.С. Проблеми дистанційного викладання загальної практики-сімейної медицини на додипломному рівні і шляхи їхнього вирішення // Східноєвропейський журнал внутрішньої та сімейної медицини. — 2021. — № 2. — С. 45-48. doi: 15407/internalmed2021.02.045
  2. Babinets LS. Problemy dystantsiinoho vykladannia zahalnoi praktyky-simeinoi medytsyny na dodyplomnomu rivni i shliakhy yikhnoho vyrishennia. [Problems of general practice-family medicine distance teaching at the undergraduate level and ways of their solution]. Shidnoevr. z. vnutr. simejnoi med. 2021;2:45-48. Ukrainian. doi:10.15407/internalmed2021.02.045