Проф. А.П. Кузьмина, ас. О.Н. Лазаренко
Днепровский государственный медицинский университет
Клиническая иммунология становится все более важным направлением, с точки зрения ее широкого применения при преподавании ревматологии на циклах тематического усовершенствования. Цель работы: разработка новой диагностической и терапевтической стратегии преподавания ревматологических аспектов на основе использования иммунологических знаний. Ревматологи хорошо осведомлены по вопросам одновременной идентификации антител к ядерным и цитоплазматическим антигенам, что способствует дифференциальной диагностике аутоиммунной патологии. Составленные нами три варианта квестов имели неоднозначные ответы у достаточно осведомленных о клинической ревматологической патологии специалистов. На предложенный первый вариант (согласно рекомендациям ВОЗ определение молекулярных маркеров) 90% врачей предоставили верный, полный ответ. Второй вариант задания включал активированные формы лимфоцитов с фенотипом CD69+, CD3+ HLA-DR+, CD19+ CD38+, CD8+CD38+. Лишь 50% врачей ответили, что такой тест отражает функциональное состояние активированных Т- и В-лимфоцитов и рекомендован для контроля течения заболевания. Следующий вариант квеста был создан с учетом непосредственной функции рецепторных структур. Почти все врачи считают лишним оценивание минорных субпопуляций у пациентов с аутоиммунными болезнями. При интерпретации результатов иммунограммы устанавливается синдром диссоциации — несоответствие между направлением изменений взаимосвязанных иммунологических показателей. Ценность синдрома диссоциации заключается в том, что последний может свидетельствовать в пользу скрытых иммунных дефектов. С быстрым расширением новых классов лекарств клиническая практика резко изменилась, именно это привлекло внимание ревматологов к фундаментальным знаниям по вопросам иммунологии и механизмам действия биологических препаратов. Следует отметить, что во многих европейских странах разработаны курсы по иммунологии именно для ревматологической практики. Итак, все большее развитие приобретает внедрение в процесс преподавания ревматологических аспектов на основе использования иммунологических знаний, особенно на этапе последипломного образования, что будет способствовать повышению квалификации специалиста и развитию полноценной всесторонне развитой личности врача.
Ключевые слова: ревматология, иммунологические знания, последипломное образование, педагогика.
https://dx.doi.org/10.15407/internalmed2021.02.040
Download.PDF
Для цитирования:
- Кузьміна, А.П.Підвищення ефективності викладання проблемних питань ревматології на етапі післядипломної освіти шляхом інтеграції імунологічних знань / А.П. Кузьміна, О.М. Лазаренко // Східноєвропейський журнал внутрішньої та сімейної медицини. – 2021. – № 2. – С. 40-44. doi: 15407/internalmed2021.02.040
- Kuzmina AP, Lazarenko OM. Pidvyshchennia efektyvnosti vykladannia problemnykh pytan revmatolohii na etapi pisliadyplomnoi osvity shliakhom intehratsii imunolohichnykh znan. [Improving the effectiveness of teaching problematic issues of rheumatology at the stage of postgraduate education by integrating immunological knowledge]. Shidnoevr. z. vnutr. simejnoi med. 2021;2:40-44. Ukrainian. doi: 10.15407/internalmed2021.02.040