Повышение эффективности преподавания проблемных вопросов ревматологии на этапе последипломного образования путем интеграции иммунологических знаний.

Проф. А.П. Кузьмина, ас. О.Н. Лазаренко

Днепровский государственный медицинский университет

Клиническая иммунология становится все более важным направлением, с точки зрения ее широкого применения при преподавании ревматологии на циклах тематического усовершенствования. Цель работы: разработка новой диагностической и терапевтической стратегии преподавания ревматологических аспектов на основе использования иммунологических знаний. Ревматологи хорошо осведомлены по вопросам одновременной идентификации антител к ядерным и цитоплазматическим антигенам, что способствует дифференциальной диагностике аутоиммунной патологии. Составленные нами три варианта квестов имели неоднозначные ответы у достаточно осведомленных о клинической ревматологической патологии специалистов. На предложенный первый вариант (согласно рекомендациям ВОЗ определение молекулярных маркеров) 90% врачей предоставили верный, полный ответ. Второй вариант задания включал активированные формы лимфоцитов с фенотипом CD69+, CD3+ HLA-DR+, CD19+ CD38+, CD8+CD38+. Лишь 50% врачей ответили, что такой тест отражает функциональное состояние активированных Т- и В-лимфоцитов и рекомендован для контроля течения заболевания. Следующий вариант квеста был создан с учетом непосредственной функции рецепторных структур. Почти все врачи считают лишним оценивание минорных субпопуляций у пациентов с аутоиммунными болезнями. При интерпретации результатов иммунограммы устанавливается синдром диссоциации — несоответствие между направлением изменений взаимосвязанных иммунологических показателей. Ценность синдрома диссоциации заключается в том, что последний может свидетельствовать в пользу скрытых иммунных дефектов. С быстрым расширением новых классов лекарств клиническая практика резко изменилась, именно это привлекло внимание ревматологов к фундаментальным знаниям по вопросам иммунологии и механизмам действия биологических препаратов. Следует отметить, что во многих европейских странах разработаны курсы по иммунологии именно для ревматологической практики. Итак, все большее развитие приобретает внедрение в процесс преподавания ревматологических аспектов на основе использования иммунологических знаний, особенно на этапе последипломного образования, что будет способствовать повышению квалификации специалиста и развитию полноценной всесторонне развитой личности врача.

Ключевые слова: ревматология, иммунологические знания, последипломное образование, педагогика.

https://dx.doi.org/10.15407/internalmed2021.02.040

Download.PDF

Для цитирования:

  1. Кузьміна, А.П.Підвищення ефективності викладання проблемних питань ревматології на етапі післядипломної освіти шляхом інтеграції імунологічних знань / А.П. Кузьміна, О.М. Лазаренко // Східноєвропейський журнал внутрішньої та сімейної медицини. — 2021. — № 2. — С. 40-44. doi: 15407/internalmed2021.02.040
  2. Kuzmina AP, Lazarenko OM. Pidvyshchennia efektyvnosti vykladannia problemnykh pytan revmatolohii na etapi pisliadyplomnoi osvity shliakhom intehratsii imunolohichnykh znan. [Improving the effectiveness of teaching problematic issues of rheumatology at the stage of postgraduate education by integrating immunological knowledge]. Shidnoevr. z. vnutr. simejnoi med. 2021;2:40-44. Ukrainian. doi: 10.15407/internalmed2021.02.040